Средства обучения наряду с живым словом педагога являются важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы нашей школы. Являясь компонентом учебно-воспитательного процесса, средства обучения оказывают большое влияние на все другие его компоненты — цели, содержание, формы, методы.
Наиболее эффективное воздействие на обучающихся оказывают современные аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения (электронные образовательные ресурсы). Аудиовизуальные средства, а также средства мультимедиа являются наиболее эффективным средством обучения и воспитания.
Принципы использования средств обучения учет возрастных и психологических особенностей обучающихся, в том числе обучающихся с ОВЗ
- гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребёнка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях
- учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности, доступности и т.д.)
- сотворчество педагога и обучающегося
- приоритет правил безопасности в использовании средств обучения
Средства обучения и воспитания
Основным звеном в системе образования и воспитания является содержание. Именно оно является тем ядром, который обуславливает методы и формы организации учебной и воспитательной деятельности и весь процесс обучения, воспитания и развития ребенка. Содержание образования определяет способ усвоения знаний, которые требует взаимосвязи средств обучения.
Содержание образования формируется на 3 уровнях:
1 уровень – урок. Опираясь на предложенную тему и объем материала, педагог сам строит урок, он пытается наиболее полно отразить то содержание образования, которое входит в тему данного урока.
2 уровень – учебный предмет. Содержание учебного предмета формируется исходя из объема часов выделенных на предмет и значимости разделов учебного материала, которые выбраны в качестве изучения.
3 уровень – весь процесс обучения. (На протяжении всех методов обучения в общеобразовательных учреждениях, охватывающие все содержание, т.е. учебные предметы, их количество, количество часов выделенных на каждый из них)
Виды средств обучения.
1. Вербальные средства обучения остаются главными в арсенале: устное слово, речь учителя, так как это главный инструмент общения, передача знаний.
2. Визуальные средства обучения позволяют реализовать принцип наглядности в обучении. Учащиеся более 80 % информации воспринимают зрительно. К визуальным средствам относятся:
- Естественные предметы и объекты в природной и искусственной среде (гербарии, коллекции). Карты, схемы, диаграммы, модели, дорожные знаки, математические символы, наглядные пособия. Диафильмы, диапозитивы, кинофильмы, видеофильмы.
- Печатные пособия – картины, графики, учебники, таблицы и т.п.
- Объемные пособия – модели, приборы, коллекции, аппараты и т.п.
- Проекционный материал – видеофильмы, слайды, кинофильмы.
Современная типология классифицирует средства обучения в педагогике следующим образом:
- Печатные – книги для чтения, учебники, учебные пособия, хрестоматии, рабочие тетради, раздаточный материал, атласы и т.д.
- Наглядные плоскостные – карты настенные, магнитные доски, плакаты, иллюстрации настенные.
- Демонстрационные – макеты, стенды, гербарии, модели в разрезе, муляжи и т.д.
3. Электронные образовательные ресурсы – мультимедийные учебники и универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы и т.д.
4. Аудиовизуальные – слайды, образовательные видеофильмы, учебные фильмы, в том числе на цифровых носителях и т.п.
5. Технические средства обучения (ТСО) - это приборы и устройства, используемые в процессе обучения.
6. Современные информационные средства обучения. Персональные компьютеры, являющиеся мультимедийными: позволяют показывать цветное динамическое изображение со стереозвуком. Мультимедиа-проектор, интерактивная доска. Электронный журнал - комплекс закрытых интернет-сайтов для каждого класса в школе, включающий в себя функции: электронный дневник школьника и электронный журнал учителя. Для учеников и их родителей «ИН-КЛАСС» предлагает: информирование о новостях, мероприятиях в классе или школе; информирование об оценках, о содержании уроков и домашних заданий с возможностью прикрепления файлов с картинками или видео-уроками посредством электронного дневника школьника, посещаемости, рейтинге успеваемости, различные графики для оценки успеваемости; информирование о расписании и заменах уроков; возможность переписки с педагогами и получения от них сообщений массового характера и смс-сообщений; возможность общения родителей, учеников посредством форума или личных сообщений; возможность отразить свое мнение по определенному вопросу с помощью ответов на опросы, организуемые сотрудниками школы или администраторами класса, от самого простого (да/нет) до выбора ответа из картинок; родители могут отмечать дистанционно период болезни ребенка, эта информация сразу появляется у учителя в журнале.
7. Учебные приборы – колбы, барометр, компас и т.п.
8. Спортивное оборудование – тренажеры, гимнастическое оборудование, мячи, спортивные снаряды и т.д.
Оговорённые выше средства обучения и воспитания по возможности и необходимости используются в нашей школе: различные формы организации, взаимодействия, контроля, мониторинга, индивидуальной работы; технологии обучения и воспитания, направленные на формирование УУД и личностного развития; ИКТ как средства информации в образовании; связь с социумом; семьёй, как основным средством воздействия на процессы обучения и воспитания; различные психолого-педагогические приёмы в школьной среде; коммуникация со сверстниками и пр.
В школе имеется 13 кабинетов
1,2,4 (вторая смена), 5 – кабинеты начальной школы с отдельной рекреацией и эвакуационным выходом.
Кабинет информатики, в котором 10 компьютерных мест для учащихся с локальной сетью и выходом в Интернет.
Кабинет технологии для девочек.
Мастерская для мальчиков.
Спортзал с раздевалками, душевыми тренерской и снарядными.
Кабинеты математики, русского языка, физики (с лаборантской), химии (с лаборантской), географии, иностранного языка (на группу).
Имеется библиотека с читальным залом на 6 мест. (Подробнее о библиотеке на нашем сайте во вкладке Библиотека)
Имеется футбольное поле, игровая площадка и зона отдыха на пришкольной территории. Территория ограждена и озеленена.